Что тормозит разработку беспилотников

 

«Институт электродинамики» длительное время пытается решить вопросы организации и финансирования системной проблемы по созданию и развитию радиоэлектронной отрасли в части одновременного создания электронных систем управления беспилотной техникой самого различного назначения и роботов (вооружение, сельское, хозяйство, промышленность, МЧС и т.д.). При ее создании будут обеспечены: высокая обороноспособность, высокие темпы роста производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве, прироста ВВП, импортозамещение, избавление от нефтегазовой иглы, решение проблемы молодежи и исключение оттока интеллектуального капитала из России, а напротив, будет обеспечен приток квалифицированных специалистов.

Здесь будет применен проверенный жизнью опыт развития промышленности Японии, Китая, СССР, США и других стран, используя уникальный профессионализм руководителя института.

Однако «Институт электродинамики» столкнулся с противодействием существующей системой в России, которая тормозит развитие промышленности вообще.

С некоторыми «тормозными» проблемами и положением дел можно ознакомиться на данном сайте, в частности в приведенном ниже Обращении к Полпреду Сибирского федерального округа (СФО), которое в том числе предусматривает создание специальной команды для решения проблем, по гиперссылке «Новое о беспилотниках»), а также в газете АиФ № 40, стр.21 «Танки без людей».

 

 

Обращение к Полпреду Сибирского федерального округа (СФО)

Уважаемый Николай Евгеньевич!

 

Мое непосредственное обращение к Вам продиктовано особенностью проблемы, которая имеет необычный характер как по содержанию, так и по принятому порядку обращения. Особенность проблемы заключается в следующем.

На протяжении продолжительного времени ООО НТК «Институт электродинамики» предпринимает тщательные усилия продвинуть предложение о создании в России под эгидой нового направления в беспилотной технике в части разработки для нее электронных систем управления одновременно для обороны и сельского хозяйства. По существу смысл проблемы заключается в том, чтобы создать в России отрасль промышленности, которая будет осуществлять разработку и производство указанных систем управления (танками, самолетами, плавсредствами, тракторами, комбайнами, всевозможными роботами различного назначения и пр.) унифицированных блоков, узлов и комплектующих изделий для названной техники.

Эта проблема является основной частью одной из главных проблем России: развитие радиоэлектронной промышленности, для решения которой был создано ООО НТК «Институт электродинамики» в конце 2013 года.

Последнее направление прямо обеспечивает развитие промышленности в Сибири на базе шестого технологического уклада, обуславливает повышение производительности в России, освобождение зависимости от импорта и нефтегазовой иглы.

Решение отмеченных проблем предусмотрено обеспечить силами молодежи и одновременно с этим решать проблемы молодежи, главное – ее занятости. Изменить принципиально отношение к оценке труда интеллектуально одаренных лиц. Создать принципиально новые условия для свободного развития творческих способностей молодежи, ее научного, административного роста, а также как предпринимателей, максимально привлекая ее к управленческой работе на всех уровнях и, наконец, прекратить отток из России интеллектуального капитала.

Одновременное осуществление двух указанных проблем промышленности и молодежи в конечном итоге позволит создать в г. Новосибирске своего рода «Сибирскую долину» – источник развития промышленности и интеллекта России.

Из анализа «организационных документов» развития промышленности в России следует, что оно осуществляется путем привлечения малых предприятий малого и среднего бизнеса в виде конкурсного участия в государственных программах через разработку «бизнес-плана». Необходимо заметить, что упомянутые документы ориентированы на частичное финансирование путем поддержки уже имеющего определенный капитал упомянутых участников бизнеса, связанных с организацией производства простейших изделий, продуктов питания или различных услуг, и по существу направлены на решение отдельных и частных вопросов, инициатором которых выступает указанный бизнес.

Многолетнее применение указанных документов, основанных как бы на принципах рыночной экономики, не приносит желаемых темпов ее развития и приводит ее в основном в состояние рецессии. Об этом упрямо свидетельствует статистика.

В средствах массовой информации, в том числе и Интернете, неоднократно высказывалась точка зрения, что существующая система развития промышленности не способствует ее развитию, а, напротив, тормозит. В том числе такие соображения озвучивались многими специалистами и руководителями ведомств. В частности, А. В. Улюкаев отмечал, что существующие правила развития промышленности необходимо менять. Аналогичного мнения придерживается Г. Греф и др.

Кроме указанных документов существует Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ о работе с письмами трудящихся, который, как будет ясно из нижеприведенных фактов, одновременно с указанными выше документами является своеобразным катализатором не развития, а торможения экономики.

Рассматриваемые проблемы для совместного их решения ставятся в России впервые и никто: ни государство, ни различные субъекты бизнеса, тем более малые – не занимается ими.

Рассматриваемая проблема – это комплекс проблем, связанных с многоплановыми научными исследованиями и молодежными проблемами, многоплановой разработкой и постановкой на производство электронной аппаратуры, комплектующих изделий, средств навигации, стандартных блоков управления для различных классов управляемых машин, созданием мощностей по производству, сервисному обслуживанию, подготовкой кадров, разработкой конструкторской, проектной и нормативной документации и многими другими проблемами.

Здесь в смысле создания организационного документа можно «рассуждать» об инвестиционном проекте, но не о бизнес-плане, ориентированном на решение частной проблемы, в который невозможно «уместить» многоплановый инвестиционный проект.

Но сама постановка вопроса о таком проекте в принципе абсурдна и контрпродуктивна в силу грандиозности задачи и множества проблем, которые будут возникать в процессе работы над проектом. Заранее все предусмотреть при отсутствии исходных данных и трудностей их получения либо отсутствуя вообще, либо рассеянности их по субъектам экономики в действующей структуре экономики в принципе невозможно. Закрытость ряда предприятий будет создавать организационные трудности. К этому следует добавить, что в государстве отсутствуют структуры и специалисты соответственно, которые могли выдать техническое задание на предполагаемый инвестиционный проект.

Нормативных документов для решения таких системообразующих проектов в России не существует. В конечном итоге, говоря языком математики, необходимо решить уравнение с множеством неизвестных членов, не имеющее решения.

В такой ситуации применимым является проверенный веками за рубежом, в том числе в СССР, метод – разработка укрупненного плана и его финансирование. Ярким примером служит создание Производственного объединения «Минусинский электротехнический комплекс» (ПО МЭТК), предусматривавшее строительство 12 заводов для выпуска электротехнической продукции и научного центра (численностью сотрудников 12 тыс.). Разработка изделий, проектирование, строительство, освоение изделий успешно осуществлялись до перестройки (1991) по укрупненным планам последовательно - параллельно.

Для решения предложенных проблем ООО НТК «Институт электродинамики» принял, на мой взгляд, единственно правильные решения:

1. Разработал предложения (см. Приложения) по минимальному комплекту документов, необходимых для финансирования и проведения работ, не тратя и не теряя годы на бессмысленную разработку инвестиционного проекта.

2. Направил предложения лично Президенту Российской Федерации В.В. Путину для ознакомления и принятия командирского решения.

Для того чтобы эти предложения положили лично на стол Президенту, они были направлены С. Б.  Иванову, руководителю Администрации Президента РФ (с просьбой ознакомить В.В.Путина). Для подстраховки с аналогичными просьбами предложения были направлены С. Е. Нарышкину (с просьбой ознакомить В.В.Путина) и другим руководителям.

Примечание. А. В. Улюкаев предложения направил Д. В. Мантурову.

Не перечисляя аппараты управления и ведомства, отреагировавшие на предложения, не указывая их исходящие и не приводя содержание их ответов (это внушительная пачка писем), следует обратить внимание на следующие факты.

К В.В. Путину предложения не дошли. Зато четко по отработанной схеме эти предложения, минуя первых лиц, ушли к исполнителям, которые в зависимости нахождения на иерархической лестнице поступили каждый по-своему.

Одни в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ направили материалы для компетентного рассмотрения в ведомства, другие (ведомства) в соответствии с этим законом, ссылаясь на упомянутые выше «организационные документы», дали формальные ответы на уровне руководителей или заместителей департаментов.

В той или иной форме ответы сводились к предложениям разработки бизнес-плана, не вникая в возможность его разработки для широкомасштабной системообразующей проблемы России, ее временной и ресурсной оценки. Образно выражаясь, предлагают в «прокрустово ложе» формы бизнес-плана вложить инвестиционный проект наукоемкой, широкомасштабной проблемы России. Предложение разработки бизнес-плана можно сравнить с эзоповским выражением: «Выпей море, Ксанф». Невозможность и бессмысленность разработки инвестиционного проекта в виде бизнес-плана показана выше.

При многочисленных переговорах по рассматриваемой проблеме с исполнителями и руководителями по телефону с Москвой и лично в Новосибирске указанные лица заявили, что есть установленные законом «правила игры», предложения могут рассматриваться только при наличии «бизнес-плана», что сколько бы проблем он ни содержал, что нарушать их они не имеют права, поскольку нарушения правил для них могут иметь негативные последствия.

Итак, форма оказалась важнее государственной проблемы, которая требует неотложного решения.

Разработка бизнес-плана для частного инновационного вопроса для оказания финансовой поддержки государством малого бизнеса осуществляется для тех предприятий, у которых есть определенные финансовые ресурсы и техническая документация. Не имеющие ни того и ни другого многочисленные предприятия и физические лица просто исключаются из возможных участников развития промышленности.

Огромные ресурсы, которые потребовались бы для разработки «многотомного инвестиционного проекта» вряд ли имеются у субъектов бизнеса в России. Естественно, ими и не располагает и ООО НТК «Институт электродинамики». Попытка привлечь тех, кто располагает необходимыми объемами финансов, дала нулевые результаты.

Таким образом, правила игры, предназначенные для развития экономики, по факту стали тормозом для ее развития, в том числе тормозом и для реализации предложений ООО НТК «Институт электродинамики».

Если рассмотренные предложения не будут приняты в ближайшее время, то на их решение потребуется еще не одно десятилетие.

Решение проблем промышленности и молодежи необходимо в первую очередь России, а не ООО НТК «Институт электродинамики». Данное предприятие в Обращении к Президенту РФ не просит финансовой поддержки. Оно готово решать эту проблему для России при соответствующем финансировании.

В свою очередь я готов возглавить эту работу над рассматриваемыми проблемами, применив свой уникальный опыт научной, конструкторской, организационной, руководящей, производственной, экономической работы, опыт работы с молодежью (в прошлом – секретарь Дзержинского РК ВЛКСМ, крупнейшей комсомольской организации г. Новосибирска) и с высоким чувством ответственности продвигать названные проблемы.

Амбициозно заявляю, что, используя методологию системного анализа, никто в России, кроме ООО НТК «Институт электродинамики», не сможет выполнить предлагаемую работу в силу уникального опыта его руководства.

Какую организационно-правовую форму следует принять – это необходимо обсуждать: например, ООО НТК «Институт электродинамики» продает большую часть долей государству и преобразуется в АО. Возможны и другие организационно-правовые формы.

Учитывая изложенные выше факты, обращаюсь к Вам лично. Николай Евгеньевич, с просьбой довести материалы по проблеме до В.В. Путина для принятия своевременного решения.

Искренне надеюсь, что Вы с пониманием и чувством долга отнесетесь к обозначенным проблемам и что в Вы пригласите меня для предварительного обсуждения вопросов.

Считаю целесообразным ознакомиться с изложенными на сайте «Институт электродинамики» Новосибирск документами по гиперссылкам: Выписка из биографии Л.Н. Мезенцева, Молодежная политика, Мотивы создания корпорации и Об инновациях.

Приложение.

Обращение к Президенту РФ. На 5 л. в 1 экз. См. на главной странице

гиперссылку «Новое о беспилотниках».

2. Ответ Администрации НСО. На 1 л. в 1экз. (Не помещен на сайте).

Заранее благодарю.

Генеральный директор Л. Н. Мезенцев

ООО НТК «Институт электродинамики»